Закрытие модуля сверки трудового ресурса (личный кабинет)
-
Мы не рекомендуем Заказчикам работать с таким КА, т.к. Заказчик находится в зоне риска по вовлечению себя в схемы уклонения от уплаты налогов (страховых взносов) при заключении договоров на оказание клининговых услуг и услуг технической эксплуатации. В случае работы с компаниями из реестра Инфоресурса ФМ такие риски минимальны.
-
Да, текст НО требует корректировки. Новый текст НО размещен на сайте Инфоресурса ФМ в разделе "документы".
-
Допускается не соответствие совокупной фискальной нагрузки требованиям налоговых органов (отсутствие в реестре Инфоресруса ФМ) для компаний на общем режиме налогообложения и компаний на упрощенной системе налогообложения, являющимся плательщиками НДС, на срок не более чем 1 квартал. В этом случае необходимо вернуться к подтверждению трудового ресурса путем истребования у КА пакета документов. В этом случае риски для заказчика минимальны.
Работа с КА на упрощенной системе налогообложения без НДС (в том числе ИП), у которых показатели нормативной фискальной нагрузки перестали соответствовать требованиям налогового органа (отсутствуют в реестре Инфоресруса ФМ), несет в себе риски и высокую вероятность проверочных мероприятий. В этой связи подтверждение трудового ресурса путем истребования у КА пакета документов - строго обязательно.
-
Срок хранения файлов - 5 лет, согласно ФЗ «О бухгалтерском учете».
-
Да, данное право прописано в налоговой оговорке
-
Да, лимиты рабочего времени сохраняются. При подписании приложения к Акту выполненных работ Заказчик согласовывает отработанное время указанными в акте сотрудниками.
(График работы персонала фасилити операторов может быть разным: 5/2 - 8 часов, 2/2 - 12 часов, но наиболее часто встречающийся - 6/1-10 часов. Максимальное количество рабочих часов у одного сотрудника в месяц составляет 270 часов. В соответствии с ч.6 ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Если гипотетически предположить переработки на постоянной основе, то максимум в месяц их может быть 42 часа).
-
Нет не надо, в НО есть альтернативный способ подтверждения трудового ресурса - путем запроса соответствующих документов у КА. Рекомендуем также актировать оказание услуги с приложением (список персонала: ФИО, СНИЛС, отработанное время), чтобы было подтверждение оказания услуги надлежащим лицом. Данные документы может истребовать налоговый орган при проведении контрольных мероприятий в отношении КА из «красной зоны» (совокупная фискальная нагрузка которых меньше, чем обозначена в письме ФНС России от 26.04.2024 №СД-4-2/4985@).
Налоговая оговорка
-
«Налоговая оговорка» – особое условие договора, которое является действенным инструментом финансовой и имущественной защиты добросовестного заказчика от налоговых последствий за действия (бездействие) третьих лиц по выполнению обязанности уплаты налогов, в случае установления претензий со стороны налоговых органов. Это условие предотвращает имущественные потери добросовестного заказчика, а также включает в себя механизм (средство) распределения возможных экономических рисков в обязательстве (защитные договорные конструкции) в соответствии со ст.406.1 ГК РФ и позволяет взыскать с поставщика сумму не примененного вычета в качестве имущественной потери.
-
Необходимо, чтобы согласие на раскрытие части сведений по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@ «Об утверждении документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации» (Код комплекта сведений 20013) подписали все сторонние организации, в том числе и кадровые агентства.
-
Налоговая оговорка распространится на весь набор услуг.
-
Персонал, работающий по договорам ГПХ, отражается в отчете «Персонифицированные сведения о физических лицах». Для соблюдения условий налоговой оговорки при заключении договоров на оказание фасилити-услуг рекомендуется привлекать штатный персонал, работающий по трудовым договорам.
-
Территориальные налоговые органы на основании анализа данных ПК АСК НДС-2 (в течение 2-х месяцев от сдачи деклараций по НДС) устанавливают признаки наличия «разрыва» и направляют информационное письмо всем участникам связанной цепочки, давшим согласие о раскрытии налоговой тайны.
Налогоплательщики, получившие письмо о наличии «разрыва», вправе добровольно урегулировать разрыв в установленный в информационном письме №1 (срок 1 месяц). Через 1 месяц территориальные налоговые органы направляют Информационное письмо № 2 с информацией об урегулировании, либо не урегулировании разрыва.
Если разрыв не урегулирован, Заказчик вправе:
- Не применить вычет по НДС по операциям с поставщиком (снять с вычета, подав УНД) и удержать с Поставщика уплаченный в бюджет НДС по «Налоговой оговорке»;
- Разместить поставщика в публичном Информационном ресурсе со сведениями о налоговых «разрывах».
-
Этот процесс описан в налоговой оговорке и является абсолютно законным.
-
ФНС отслеживает всю цепочку НДС, поэтому подрядчикам важно, чтобы все субподрядчики подписали согласие кода комплекта сведений 20013.
Закупки
-
Правомерно ли включение в Техническое задание/Правила закупок организации положений о допуске к участию в закупке подрядчиков, соответствующих отраслевому бенчмарку (зеленая зона), опубликованному в Информационном ресурсе ФМ или использование одноименного оценочного критерия выбора поставщика?
1. Применительно к закупкам, осуществляемым в коммерческом секторе (где заказчиками/покупателями выступают коммерческие лица частной формы собственности), законодательством не установлено каких-либо ограничений к самостоятельному определению заказчиком/покупателем требований к выбору контрагента-исполнителя (поставщика), за исключением отдельных условий, относящихся к заказчикам (покупателям), признаваемым монополистами на соответствующем товарном рынке, согласно положений 135-ФЗ «О защите конкуренции». Следовательно, исходя из принципов свободы предпринимательской деятельности и свободы договора, заказчики коммерческого сектора вправе установить требование о соответствии потенциального контрагента отраслевому бенчмарку (зеленая зона), опубликованному в Информационном ресурсе ФМ.
2. Что касается проведения закупок отдельными видами юридических лиц, подпадающих под регулирование Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), то в соответствии со ст. 2 и п. 6 ст. 3 Закона о закупках, требования к участникам таких закупок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Положением о закупках.
Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.4.6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках от 16.05.2018г.: «Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно»; «уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции».
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Положениями статьи 54.1. Налогового кодекса РФ определены пределы налоговых рисков налогоплательщика по применению налоговой выгоды в рамках совершаемых им сделок в части вычетов по налогу на добавленную стоимость и учету расходов в целях уменьшения налога на прибыль. В частности, необходимым условием правомерности применения налоговой выгоды является совершение сделки ее стороной или лицом, которому исполнение обязательств передано по закону или договору. Таким образом, «действительность исполнителя», т.е. факт исполнения сделки непосредственно ее стороной или привлеченным подрядчиком/соисполнителем – есть установленная законом сфера заинтересованности заказчика.
Касательно закупки услуг клининга и технической эксплуатации, основными ресурсами, необходимыми для исполнения сделки являются трудовые ресурсы, соответственно, их принадлежность исполнителю/подрядчику/соисполнителю и определяет «действительность исполнителя».
Отраслевые показатели налоговой нагрузки (бенчмарки), рассчитанные экспертами отрасли клининга и технической эксплуатации совместно с ФНС России и публикуемые в виде цветовой индикации в отношении участников Информационного ресурса фасилити-операторов (Информационный ресурс ФМ по адресу: https://фм.радо.рус/) отражают налоговые показатели, характеризующие обладание подрядчиком необходимыми ресурсами для оказания услуг (оформление трудового ресурса в соответствие с требованиями законодательства, в т.ч. на «белую» заработную плату) и наличие признаков ведения подрядчиком хозяйственной деятельности с налоговым риском.
Учитывая вышеизложенное, в контексте позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, полагаем:
1. Включение в перечень требований к участнику закупки требования о соответствии уровня его налоговой дисциплины «зеленой» зоне цветовой индикации, размещенной в Информационном ресурсе фасилити-операторов, является законным, так как предоставляет заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств ввиду обеспеченности необходимыми ресурсами и ведения деятельности без признаков рисков, что подтверждено достоверными и актуальными данными ФНС России на основании раскрытия участником закупки соответствующих сведений налоговой тайны. Однако, данное требование не должно носить отсекательный характер, то есть не должно обуславливать допуск претендента к соответствующей закупке. Так, при несоответствии участника закупки данному требованию (например, претендент является участником Информационного ресурса ФМ, но находится в иных зонах цветовой индикации или не является участником Информационного ресурса ФМ на дату участия в закупке), участие в закупке не может быть ограничено, но должно быть обусловлено иными требованиями к участнику, направленными на предоставление заказчику дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств. Таким требованием является обязательное предоставление в ходе исполнения контракта сведений о принадлежности исполнителю (соисполнителю/субподрядчику) трудовых ресурсов, задействованных при оказании услуг, согласно условий, рекомендованных к применению ФНС России и Ассоциацией и размещенных по адресу: https://радо.рус/Nalogovie_ogovorki_formi_dokumentov_i_rekomendacii/soglasheniye_o_zavereniyakh/.
Необходимо отметить, что Техническое задание, входящее в состав конкурсной документации, определяет требования к предмету закупки (требования непосредственно к самой услуге), но не требования к ее исполнителю, в связи с чем, полагаем, что требования к участнику закупки должны указываться в иных разделах конкурсной документации.
2. Присвоение дополнительных баллов при оценке квалификации участника в зависимости от соотношения с отраслевым бенчмарком налоговой нагрузки, опубликованном в Инфоресурсе ФМ, является правомерным, так как, во-первых, критерий характеризует значимый для заказчика показатель надежности участника закупки, во-вторых, этот критерий носит измеряемый характер и соответствие участника закупки названному критерию может быть установлено объективно.
«Законом №223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности», - отмечено в п.32. Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2021).
Также необходимо подчеркнуть, что требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора или исключения своих налоговых рисков являются правомерным и недискриминационным при условии, если они в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, то есть закреплены в положении о закупках хозяйствующего субъекта, регламентирующем общие принципы и требования к проводимым им закупочным процедурам применительно к соответствующему предмету закупки.
-
При проведении закупок Заказчик, руководствуясь ст. 448 ГК РФ, вправе самостоятельно установить вид проведения торгов (за исключением случаев, когда вид торговой процедуры нормативно регламентирован, например, в рамках закупок для государственных нужд), а также порядок проведения закупки, составить список требований к участнику, установить критерии оценки заявок.
-
Необходимым условием правомерности применения налоговой выгоды является совершение сделки ее стороной или лицом, которому исполнение обязательств передано по закону или договору. Таким образом, «действительность» исполнителя, то есть факт исполнения сделки непосредственно ее стороной или привлеченным подрядчиком/соисполнителем – есть установленная законом сфера заинтересованности заказчика.
Относительно закупки услуг клининга и технической эксплуатации, основными ресурсами, необходимыми для исполнения сделки являются трудовые ресурсы, соответственно, их принадлежность исполнителю/подрядчику/соисполнителю и определяет «действительность» исполнителя.
Предлагаемая договорная конструкция (налоговая оговорка) включает в себя гарантии и заверения «действительности» исполнителя, что является прямым требованием подпункта 2 пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
-
Касательно закупки услуг клининга и технической эксплуатации, основными ресурсами, необходимыми для исполнения сделки являются трудовые ресурсы, соответственно, их принадлежность исполнителю/подрядчику/соисполнителю и определяет «действительность исполнителя».
-
Регистрация в Информационном ресурсе открыта для любой компании отрасли (вне зависимости ни от каких оценочных критериев), давшей согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну по сведениям (код комплекта 20013).:
-
Оснований для претензий со стороны регулирующих антимонопольных органов и Минэкономразвития России Ассоциация не видит.
Вместе с тем, следует учитывать, что вопрос наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях тех или иных лиц устанавливается антимонопольным органом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.
Также информируем Вас, что вопросы нормативного регулирования государственных закупок в настоящее время переданы от Минэкономразвития России Минфину России.